Дизайн интерьера

 

 

Дизайн интерьера – непростое дело, требующее специальных знаний и опыта.

Внешний вид постройки называют экстерьером, внутренне оформление помещения – интерьером. И экстерьер, и интерьер отражают художественный образ, который часто несет в себе еще и какую-то идею. Экстерьер – это творение архитектора, интерьер –дизайнера. Однако поскольку интерьер вписан в некую конкретную конструкцию и должен учитывать ее свойства и особенности, архитектура и дизайн неразрывно связаны.
Дизайнер экстерьера и интерьера как особая профессия появилась в эпоху массового строительства, когда архитектор уже не мог прорабатывать каждую отдельно взятую квартиру.
Дизайн существует одновременно в двух измерениях – области искусства и в области техники. Соответственно, и язык понятий делится на две группы.
Первую можно обозначить как художественную. Она указывает на тесную связь дизайна с такими видами искусства, как живопись и скульптура.
Художественная сторона дизайна оперирует общими понятиями для всех искусств и архитектуры: стиль и стилизация, пространство и среда, композиция, пропорции, пластика, ритм, объем, цвет, свет, контраст и нюанс, поверхность и фактура.
К техническим понятиям относятся: реконструкция, перепланировка, кубатура, перспектива, зонирование, масштаб, эскиз, проект, чертеж, колор, инсоляция, декорирование, модуль и план.
Основные важные понятия.
Среда – это организованное дизайнером предметно-пространственное окружение человека. Например, для спальни будущий образ среды – интимная обстановка, для кабинета – уютно-деловая, для гостиной – атмосфера, располагающая к отдыху.
Пространство можно назвать «оформленной пустотой», которое подчиняется законам композиции. Пространство всегда окрашено эмоцией, оно формирует личность и настроение человека.
Композиция – организация пространства, на основании законов композиции. К ним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища. В доисторической пещере центром был очаг, в Элладе и Древнем Риме – атриум, в Средневековье – камин, и, наконец, в современной квартире смысловым и композиционном центром стал телевизор.
Пропорции наиболее полно выражали представления людей о гармонии. Пропорции нужны для достижения максимального комфорта. «Правильные» и «неправильные» пропорции – понятия, применимые к интерьеру достаточно условные. То, что красиво для стиля арт-деко, абсолютно не подойдет для готики, и наоборот. В любом стиле различные системы пропорций.
Ритм – это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное.
В дизайне ритм используют как выразительный прием, чтобы придать интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот разнообразить монотонность пространства. Пример строгого ритма – строй колонн периода классицизма.
Стиль – вкус, образ, совокупность черт, это язык проекта, его характер.
Стили можно условно разделить на три группы: исторические, современные и этностили.
Исторические стили - античность, романский стиль, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, эклектика, модерн, конструктивизм.
Современные стили – неоклассицизм, арт-деко, минимализм, хай-тек, техно, китч.
Этностили – африканский, индийский, скандинавский, мексиканский, японский и т.д..
Каждый из этих стилей выражается во всех трех сторонах: функциональной, конструктивной и художественной. Чтобы дать представление о каком-то конкретном стиле, нужно охарактеризовать его со всех трех сторон (польза, прочность и красота).
С описанием каждого стиля Вы можете ознакомиться в разделе «СТИЛИ ИНТЕРЬЕРА».
Цвет – один из важнейших элементов интерьера, т.к. бесцветный интерьер просто невозможен. Первый шаг в выборе будущей палитры лучше сделать, руководствуясь выбранным стилем. Например, интерьер в стиле хай-тек может быть построен на цветовом контрасте ярких цветов, а в классическом интерьере совершенно не допустимо резкая смена цвета, т.е. рабочим приемом является не контраст, а нюанс.
Все составляющие интерьера не могут быть одного цвета и тона. Из взаимодействия цветов рождается колорит. Его можно подобрать для всей квартиры в целом и для каждой комнаты в отдельности. Колорит бывает теплым и холодным. К теплым относятся все цвета и оттенки огня – от золотисто-желтого до коричневого. К холодным – цвета воды и неба – голубые, зеленые, серые и т.д.. От выбора цветового решения во многом зависит, будет ли Ваш дом уютным или комфортным или, наоборот, «холодным» и раздражающим.
Цветовое решение должно меняться в зависимости от назначения помещения. Например:
Красный цвет – наиболее активный, создающий ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Сочетания красного цвета подходит для помещений, где происходит наиболее активная жизнь семьи (гостиной, кабинета, холла, кухни и т.д.). В спальне и детской его лучше не применять.
Синий цвет - это цвет спокойствия и умиротворения. Применение светло-голубого цвета на потолках визуально сделают помещение выше и просторнее. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство.
Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным, поэтому в чистом виде, как и красный, практически не применяется. Этот цвет лучше несколько приглушить белилами, добавив немного фиолетового тона. Любые сочетания желтого цвета хорошо подходят для детских комнат.

Несколько советов по поводу выбора цвета:

- при светлой окраске стен помещение кажется шире и выше;
- темные стены визуально сужают комнату;
- потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен, и ниже, если темнее;
- обои с вертикальными элементами узора делают комнату более высокой;
- подушки, гардины и абажуры из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой, оживят помещение, внеся необходимое разнообразие.

При подборе цветовой гаммы следует учесть вкусы, возраст и интересы всех проживающих в квартире людей. Например, если в детских комнатах можно рекомендовать яркие, контрастные цвета, то для пожилых членов семьи лучше применять спокойные пастельные тона.
Для того, чтобы подчеркнуть и насытить цветовое решение, дополнительно используется цветная подсветка или отдельных элементов интерьера, или всего помещения.
Зону отдыха можно дополнительно подсветить мягким зеленым светом, в ваннах используют голубые светильники для придания большого объема помещению.
Цветовая подсветка так же может выделить какой-то из элементов интерьера, например, красивую вазу или статуэтку. Чем меньше элемент интерьера, тем контрастнее должен быть его цвет по отношению к окружающей обстановке, не забывая о гармоничных сочетаниях.
Свет – инструмент, которым можно менять форму, можно «писать» - то графически четко, то акварельно мягко, светом можно менять настроение. Комфорт современной квартиры зависит от качественного освещения, благодаря нему мы способны полностью изменить восприятие самого скучного интерьера. В зависимости от освещения без всякой перестановки мебели помещение может представляться в различных образах.
Традиционная люстра или плафон, неподвижно закрепленные в центре комнаты, торшеры и бра со статичными, раз и навсегда выбранными направлениями потоков света - консервативное световое оформление помещения, которое не отвечает современным запросам в освещение пространства. Главные критерии сегодня – мобильность и разнообразие, которых можно достичь комбинированием комфортно рассеянного или отраженного освещения с подвижными световыми акцентами, создаваемыми яркими пучками направленного света.
Самые популярные и интересные варианты освещения.
Очень приятное для глаз освещение, отличающееся мягкими тенеобразующими свойствами и равномерным распределением яркости света, отраженного от поверхности стен, потолка и пола, дают потолочные светильники в форме шара или полусферы. Они прозрачны и не пропускают слепящий свет, разбивая прямые лучи.
Рассеянный свет, получаемы от них, имеет наибольший коэффициент полезности и лучше всего подходит для общего освещения. Располагать такие источники света можно совершенно свободно, они могут «путешествовать» по всей верхней плоскости помещения.
Такой же тип могут и создать галогенные лампы, закрепленные на металлических конструкциях или вмонтированные в подвесные или натяжные потолки. Очень популярным решением создания общего освещения является размещение небольших потолочных светильников по верхнему периметру помещения. Такие источники отражают свет от потолка и отдают большую часть его назад, равномерно рассеивая по все комнате. Отраженный свет делает пространство невесомым и прозрачным, а также создает наиболее комфортное и рассеянное освещение. Подобного эффекта можно достичь, и установив несколько торшеров и бра с плафонами, абажурами и отражателями, направляющими свет в потолок.
Часто можно встретить вариант, при котором потолочные светильники скрыты за размещенным вдоль стен специальным выступом, этот прием зрительно увеличивает объем помещения и выгодно подчеркивает конфигурацию пространства. Люстры еще продолжают оставаться элементами общего освещения в квартирах, выполненных в классическом стиле. Но их центровое освещение вовсе не обязательно. Светильник должен находиться там, где он действительно нужен, например, над обеденной группой или зоной отдыха. Самым интересным вариантом освещения комнаты стоит признать токопроводящие конструкции, они позволяют обеспечить наибольшую мобильность. Конструкция токопроводящих шин разнообразна: их можно крепить как к потолку, так и к стенам.
Световые элементы, расположенные на этих шинах, легко меняют угол луча и свое местоположение. Если Вам надо сосредоточить максимальное количество света в одной какой-нибудь точке, вы с легкостью можете подвинуть элементы в нужное место. Для создания общего освещения источники света размещаются в разных местах комнаты, причем картину общего освещения можно менять сколько угодно раз, просто меняя положение светильников.
Световое оформление комнаты будет неполным, если не используется местное и декоративное освещение. Причем для спальни или кабинета общее освещение даже необязательно, т.к. вся нагрузка по световому оформлению пространства ложится на местное освещение.
Лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимый объект, оставив остальную часть помещения в полумраке. Хорошо подойдут для этой цели и торшеры.
Декоративное освещение придаст любому интерьеру законченность и универсальность. Высветите прямыми лучами наиболее выигрышные детали обстановки: ниши, массивные напольные вазы, скульптуры и картины.
Очень интересный вид обстановке придадут вмонтированные в стену по одной линии светильники, которые будут освещать только эти небольшие ниши, создавая эффект иллюминаторов. Другой вариант светового оформления стен – низовая напольная подсветка: лучи света, направленные на стены, сделают интерьер таинственным.
Существует множество приемов, при помощи которых можно увеличивать, сужать или расширять пространство в зависимости от поставленной для этой цели.
Правильно установленное способно не только корректировать геометрию помещения, но и маскировать то, что нужно оставить в тени, а также создавать необходимые акценты в интерьере.