Первобытное искусство

Мебель первобытной эпохи  

 

Типы самой древней мебели были обусловлены характером древнего жилища. О формах древней мебели можно судить только по археологическим раскопкам, древнейшим архитектурным памятникам.
Первоначально человек обитал в естественных пещерах. История человеческого жилища начинается с создания с помощью простейших орудий труда (палки, камня) искусственных пещер и различных видов палаток и шалашей. Начало этого периода относят к
XV - XIII тысячелетию до нашей эры, конец - ко времени зарождения цивилизации (в Египте примерно V тысячелетие до н.э., в Европе - II тысячелетие до н.э.). С развитием земледелия появляется оседлый образ жизни, а вместе с ним и первый интерьер и мебель.
Оборудование первого древнейшего жилища связано с развитием очага и стабильного ложа (первой примитивной кровати) - главных элементов всякого жилища. Очаг обезопасил и защитил человека от хищников, изменил характер и качество питания, что, в свою очередь, способствовало развитию интеллекта, наконец, создал более благоприятные условия для воспроизводства и сохранения потомства.
Ко времени перехода первобытных общин к оседлости относится и появление мебели как результат первых попыток обработки древесины. Обработка древесины развивалась наравне с земледелием, животноводством, гончарным, прядильным и ткацкими ремеслами.
Древнейшую мебель изготавливали из частей дерева, которые больше всего соответствовали назначению предмета интерьера. Со временем человека уже перестало удовлетворять то, что он мог взять для изготовления мебели, и тогда он стал сам целенаправленно создавать необходимую утварь.
Так появились первые мебельщики.

 

Искусство резьбы по дереву достигло высокого уровня развития раньше, чем появились мебельные изделия в их сложившейся форме. Уже самую раннюю мебель из дерева украшали орнаментом, состоящим из многих точек, штрихов, зигзагообразной и волнистой линий, кругов. Появляются также стилизованные изображения и символы окружающих предметов и животных: птицу изображает крест, змею - зигзагообразная линия. Об этом говорят сохранившиеся сосуды из дерева и фрагменты первой мебели.
Деревянные изделия сначала обрабатывали каменными орудиями. Первобытному человеку для каждого нового шага вперед на пути к созданию жилища и первой мебели нужны были сотни лет. Продвигаться вперед можно было только по мере совершенствования орудий труда. Но когда человек начал осваивать металлы (на рубеже
III - IV тысячелетий до нашей эры - бронзу, а к концу II тысячелетия до нашей эры - железо), были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда, развития столярного дела, изготовления мебели, которая больше соответствовала нуждам людей. Одновременно с развитием технологии и способами обработки древесины для повседневных нужд совершенствуется и умение украшать мебель разными способами, среди которых резьба, украшение металлами и камнями. Появляются первые попытки росписи по мебели и инкрустации.

 

1—3. Примитивные «переносные» сиденья:

1. Деревянный пень.

2. Вязанка прутьев.

3. Уложенные друг на друга рейки и доски.

4—21. Примитивные по тектонике мебельные формы:

4. Стул для еды с отверстием в середине для котла.

5. Табурет.

6. Табурет с выдолбленным сиденьем.

7. Стол из деревянного пня.

8. Стул для еды (илл. 4), перевернутый для показа крепления ножек. 9, 10. Примитивные табуреты из целого деревянного чурбана или с использованием естественного изгиба дерева.

11 и 13. Табуреты, служившие и столами.

12. Стол-жёрнов.

14. Стол-стул с расходящимися ножками.

15. Праформа современной кровати (скамья, на которой стелили постель).

16. Стол с х-образными ножками и ящиком.

17. Ложе: примитивный каркас с плетением из соломы или лыка.

18. Праформа столов с большим выдвижным ящиком.

19, 20. Сундуки плотницкой работы, средневековая форма; украшены примитивным «процарапанным» геометрическим орнаментом.

21. Скамья-кровать; примитивный каркас, состоящий из двух козел и нескольких досок.


22. Примитивное сиденье без ножек, «сконструированное» путем связывания элементов и плетения.

23. Деревянное сиденье, ствол бакайри. Батавы.

24. Примитивное ложе из тонких деревянных реек, привязанных к элементам рамы, с плетеной поверхностью для лежания.

25. Скамья для сидения и лежания. Племя момбутту.

26. Сиденье, позволяющее вытягивать ноги, из разветвленного древесного ствола с подпоркой.

27. Сундучок для съестных припасов, украшенный резьбой по дереву. Северная Америка, племя хайда.

28. Подставка для головы, резьба по дереву. Раму, Новая Гвинея. 29. Каменная скамья из базальтовой лавы. Коста-Рика, Центральная Америка.

30. Мексиканское божество, сидящее на стуле.

31. Каменное сиденье. Кара де Хойя, побережье Эквадора.

32. Древне-американский рабочий короб из анконских захоронений.

33. Кровать. Тауи, Адмиралтейские острова


34 . Сиденье из массива древесины. Маньема, Западная Африка.

35. Табурет. Кордофан, Африка.

36. Мебель для сидения, Камерун, Африка.

37. Стул. Африка.

38. Мебель для сидения из массива древесины. Камерун, Африка.

39. Мебель для сидения. Камерун, Африка.

40. Стол-табурет. Того, Африка.

41. Сундук негров племени киоко. Конго, Западная Африка.

42. Трон. Острова Биссаго.

43. Мебель для сидения, служащая одновременно емкостью; Западная Африка


 61. Ассирийский табурет. Ниневия.

62. Ассирийская скамья (по изображению на рельефе)

63. Ассирийский трон. Ниневия.

64. Изображение стола и мебели для сидения.

65. Ассирийское кресло (по изображению на рельефе).

66. Персидский стул (по изображению на рельефе из дворца Дария в Персеполисе).

67. Деталь ассирийского стола (по изображению на рельефе).

68. Разновидность стула с высоким сиденьем.

69. Фрагмент ассирийского трона из бронзы.

70. Завершающий элемент спинки стула: голова теленка из медной пластины. Нимруд.

71, 72. Оформление подножия колонны.

73., 74. Ложе, стол и кресло (по изображению на рельефе из Куюнджика).

75. Еврейский алтарь (по изображению на триумфальной арке Тита в Риме)


Первобытный костюм и украшения.

Попробуйте представить себя голым. Не ночью в своей постели, не занимаясь любовью, не моясь в ванной. Попробуйте представить себя голым на улице, в кафе, в кино, на работе. Вспомните, что вы чувствовали, когда у вас расстегивалась ширинка или отлетала пуговица на блузке. И попробуйте про себя произнести список этих эмоций. Стыд, неудобство, злость, раздражение - это лишь несколько. А ведь никто мог и не заметить того, что с вами произошло. А теперь представьте, что внезапно вы оказались вовсе без одежды.

Представить себе такую ситуацию достаточно сложно, ведь мы же не где-нибудь в пустынях Австралии, а в большом городе, в столице огромной страны. И нам не свойственно задумываться о подобных вещах. Однако именно в описанном спектре эмоций человека, оставшегося без одежды кроется секрет ее (одежды) появления. Не в изменениях климата, не в абстрактном стыде, который описан в Библии, Коране, Талмуде.

Современные исследователи психологии первобытных людей все больше приходят к мысли, что причиной появления одежды был страх. Страх оказаться голым перед лицом опасности. Вначале мы просили вас представить себя голым на улице или на работе. Давайте немного изменим условия задачи.

Представьте, что по каким-то причинам вы оказались в положении, когда необходимо драться. Враг яростно смотрит на вас, сжимая кулаки, вы сближаетесь. И внезапно вы понимаете, что вы абсолютно обнажены, что на васне осталось никакой, совсем никакой одежды! Что теперь? Уверен, что вы не сможете драться в полную силу. Если не верите, попробуйте нанести несколько ударов в голом виде дома перед зеркалом.

Именно этот страх, причины которого скрыты в глубинах нашего подсознания, и стал основой для появления одежды. Понимание человеческой психологии крайне важно для того, чтобы понять, почему история одежды развивалась именно так, как это происходило, а никак иначе.

Но во что же одевались первые люди? Ответ прост: в условиях, когда не было еще таких важных стимулов как мода, общественное мнение, социальная структура общества единственной целью одежды было спасти человека от ощущения страха. А поскольку первые люди появились, как мы сейчас знаем, в Африке, не было и такого фактора как погодные условия.

Первая одежда судя по всему появилась около ста тысяч лет назад и представляла собой выделанные шкуры животных. Очевидно, что первое, что люди хотели и пытались защитить одеждой - это интимные зоны. Таким образом, первая одежда - это набедренные повязки. Кроме того, в то же время появляются такие элементы одежды как нарукавники и наколенники для защиты от возможных повреждений.

Завершим мы статью об истории одежды первобытных людей эпохой неолита, начало которого считается середина десятого тысячелетия до н.э. В это время человек обладал уже множеством навыков для создания гардероба и в археологи находят самые разные виды одежды: безрукавки, рубахи, чулки! Кроме того, появляется тканная одежда (до этого одежду делали только из шкур убитых животных), а к середине неолита появляются и такие почти современные элементы как распашная (расстегивающаяся посередине рубаха).

Итак, мы выяснили, что первые люди начали одеваться по причине подсознательного страха оказаться голыми перед лицом врага или дикого зверя. Важность одежды видна , помимо очевидного, еще и из того, насколько быстро (исторически) развивались способы ее создания.

С такой же скоростью развивалось только оружие, которое было не менее необходимо. Ни искусства, ни способы добычи пищи Не претерпели таких изменений за аналогичный период времени. Очевидно, что вопросы, связанные с одеждой крайне сильно волновали первобытных людей, пожалуй, не меньше, чем нас с вами!

Вероятно, пещерный человек начал украшать свое тело красной глиной и перьями. Разрисованное тело должно было устрашать врага и воздействовать на женщин, которые протестовали против того, что «ловец» брал любую из них по своему настроению.

Спустя некоторое время «ловцы» были раздосадованы тем, что приходилось повсюду носить с собой горшки с гримом. Доисторические щеголи испещряли свое тело рубцами. Мужское тщеславие имело тогда такую же силу, как и спустя тысячелетия...

В создании первых мини-салонов нашим предкам помогала острая кость, т.е. рыбья игла. Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Он также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Хлопок из Индии произвел переворот в истории моды.

Первые городские цивилизации пришли к более изысканным нравам, и одежда из кожи была заменена платьем и гримом, цель которых состояла в привлечении внимания, а не в отпугивании врагов. В плодородных низменностях Нила одежда стала символом общественного положения.

Вряд ли кто-то усомнится в том, что если 300 или 400 жен боролись за благосклонность одного-единственного мужчины, требования к одежде и гриму у них были очень высоки. При этом часто возникали проблемы. Например, во время угощения женщины клали в свои прически конусы с благовонным жиром. Угощение долго не длилось, так как жир начинал таять.

Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы, например, выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность, защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, она выплняет практическую функцию, а украшая его, - эстетическую.

Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя... Несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточно - африканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески 4-го тысячелетия до н. э. показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.

Итак, предполагается, что одежда вначале возникла как средство украшения и сословного отличия человека...

Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей.

Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали.

Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда. Со временем возникла более сложная одежда: накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорези для рук и в центре сгиба - отверстие для головы.

Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу.

Драпирующаяся и накладная одежда сохранилась и в наши дни как основные формы крепления ее на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев...

Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве. А изменения стиля эпохи всегда связаны с идейными сдвигами, происходящими в обществе. В пределах же каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление - мода, затрагивающая все отрасли человеческой деятельности.

Мода - это временное господство определенных форм, связанное с постоянной потребностью человека в разнообразиии и новизне окружающей его действительности.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду. Она была нужна им для защиты от холода. Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали. Затем их мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру вместо ткани, сухожилия вместо ниток и кости вместо иголок. Одежда, сделанная из шкур из животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур. Кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена - использовалось все.

По наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях, нам известно о широком разнообразии материалов, использовавшихся в украшениях каменного века. Высоко ценились ракушки, и некоторыми из них торговали на большие расстояния. Среди других материалов были оленьи зубы, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья.

Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Люди каменного века считали, что ношение ожерелья из костей леопарда давало им магические силы.

Среди других украшений были браслеты, сделанные из бивня слона или мамонта. Нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры. Возможно, они также делали себе татуировки и пирсинг.

 

 


  

История культуры и искусства первобытного общества. Формирование духовной и материальной человека период палеолита. Качественные изменения в человеческой культуре в период неолита.

Первобытное искусство

 

Первобытное (примитивное) искусство территориально охватывает все регионы, кроме Антарктиды, по времени – всю эпоху существования человека. Т.е. в настоящее время, например в африканских племенах, аборигенами создается исключительно примитивное искусство. Оно отражает их представления о мире. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей. В духовной культуре первобытного человека искусство стало играть такую же роль, как и остро-заточенный камень в трудовой деятельности.

Что именно послужило толчком к изображению тех или иных предметов у первобытного человека, неизвестно. То ли это была боевая раскраска тел, то ли отпечаток ступней человека или животного, то ли это была тень животного или человека, случайно увиденная им. На этот вопрос ответа так и не нашли. Древние люди могли придти к идее изображать увиденное многими путями.

До недавнего времени среди ученых существовало два противоположных взгляда на историю первобытного искусства. Одни ученые считали древнейшей натуралистическую живопись, другие – схематические знаки и фигуры. Однако в настоящее время специалисты утверждают, что и те и другие формы появились приблизительно в одно и то же время. Например, к числу самых древних изображений эпохи палеолита на стенах пещер относятся отпечатки рук древнего человека и волнистые линии, продавленные в глине теми же самыми пальцами.

 

Искусство эпохи палеолита.

 

Первые произведения искусства были созданы в эпоху палеолита – 30 тыс. лет назад, в конце каменного века. Самыми древними произведениями искусства были т.н. «венеры» - статуэтки, изображающие женщину.

Матриархат. Смерть человека подстерегала на каждом шагу – хищники, стихии, болезни. Люди умирали в довольно раннем возрасте ~ 40 лет. Следовательно, продолжение рода было для человека самой насущной задачей. Поэтому-то время было временем господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода. Эта цель нашла утверждение в творчестве, поэтому изображения женщин были одной из главных тем верхнего палеолита. Археологами было найдено немало различных изображений женщин – статуэтки, наскальная живопись, рельефы. Эти изображения не передают грацию, женственность, красоту женщин. Скорее наоборот, древние художники подчеркивают одну социальную роль женщины – быть матерью, хранительницей очага. Возможно, эти «венеры» олицетворяли собой Мать-Землю, которая в представлениях предков постоянно беременной умершими ранее, но готовыми родиться вновь. Она постоянно производит на свет жизнь. Поэтому все изображения женщин не наделены какими-то личностными, индивидуальными признаками. Она – вечно беременное

Швабская Венера

жизнью чрево, постоянно кормящее молоком мать. Костенковская Венера

Верх. Палеолит (Эрмитаж),

Виллендорфская Венера Верх. Палеолит (Вена. Естественно-истор. Музей) – лица только обозначены, зато явно преувеличены отдельные части тела).

 

Наскальная живопись.

 

В 1868г. была открыта Пещера Альтамир Бизоны (Испания, провинция Сандатер). Первобытные рисунки на стенах и потолках в этой пещере были открыты через 10 лет раскопок. Еще одна замечательная пещера с примерами наскальной живописи эпохи палеолита найдена в 1940г. во Франции.

Пещера Ласко. Изображения быков, медведей, оленей, бизонов и др. животных - самое совершенное произведение из тех, что были созданы человеком в эпоху палеолита. Передан бешеный ритм охоты. Движение.

Приблизительно в 30в. до н.э. художники заполняли поверхность внутри контура рисунка красной либо черной краской. Примерно с 28-го по 15-й век художники стали больше внимания уделять деталям: штрихам, линиям, они изображали шерсть, применяли дополнительные цвета (желтый, оттенки красного), которыми они изображали пятна на телах животных. Линия контура тоже изменилась, она стала передавать объем с помощью нажима – четче-слабее, т.о. отмечались светлые и теневые части тел животного.

В 12 в. до н.э. пещерное иск-во достигло своего расцвета. Живопись того времени передавало объем, цвет, пропорции, движения изображаемых животных и людей. Первобытный человек чаще всего изображал раненых животных или охоту на них. Изображения раненых животных имело магический смысл для древних людей. Изображая животного пораженного копьем, древние люди верили, что им на охоте улыбнется удача и они поразят живое животное. На этих рисунках нет четкой композиции, животные и люди изображены как бы хаотично. Эти рисунки подобны детским рисункам. Они не передают логической связи. Древние люди не понимают и не видят взаимозависимости явлений.

В дальнейшем наскальная живопись стала упрощаться, утратила живость, объемность. Появилась какая-то стилизация. Палеолитическая живопись как бы вернулась к тому, с чего начиналась – штрихи, ряды точек, беспорядочные переплетения линий.

 

Искусство эпохи мезолита.

 

Средний каменный век 12-8 тыс. до н.э. Изменения климатических условий, одни животные исчезают, на смену им появляются другие. Начинает развиваться рыболовство. Люди создают новые орудия труда, оружие (лук, стрелы). Приручение собаки. Все эти перемены безусловно сказались на творчестве людей того периода, о чем свидетельствуют наскальные рисунки (Восточная Испания, Барселона, Валенсия). Ранее в центре внимания были животные в живописи, теперь – охотники, которые изображаются в стремительном движении. Начинают преобладать многофигурные композиции. Кроме различных оттенков красной краски стали применять и белую, стойким связующим веществом был яичный белок и мед.

Тогда же появляются изображения военных столкновений между племенами. Изображения женщин встречаются крайне редко: они, как правило, статичны, безжизненны. Сами произведения становятся меньше по масштабу. Зато количество персонажей одной сцены увеличивается в разы: около ста человек одновременно + животные. При этом человеческие фигуры изображаются условно, чтобы можно было изобразить массовую сцену. Человек освобожден от всех деталей, которые бы могли мешать изображению движения. Сам человек – воплощенное движение.

 

Искусство эпохи неолита.

 

Новый каменный век  (5000-3000 гг.до н.э.). Таяние льдов приводит к активному движению людей, которые начинают заселять новые земли. Происходит осваивание новых территорий. Усиливается межплеменная борьба и захваты земель. Т.о, теперь главным врагом человека становится другой человек. Новые поселения возникают в тех местах, где человек защищен от внезапного нападения (холмы, острова, излучины рек).

Наскальная живопись становится все более схематичной, небрежной, условной: изображения лишь слегка напоминают людей или животных. Это явление характерно для всех районов земного шара в ту эпоху. Наряду с изображениями людей встречаются изображения геометрических рисунков (круги, прямоугольники, ромбы), изображения оружия, изображения средств передвижения (лодки, корабли). Натуралистические сцены с изображениями животных отходят на второй план и встречаются гораздо реже.

Менгир – вертикально установленный камень, служивший местом захоронения вождя племен и местом поклонения божествам. Стоунхендж.

Научившись создавать такие изображения (графические, скульптурные, живописные), человек научился останавливать время. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре первобытного человека.

 

Искусство древних государств Междуречья.

Передняя Азия. Месопотамия.

  

Территория Передней Азии включает в себя очень разные природ­ные зоны: Междуречье — долину рек Евфрата и Тигра, которую гре­ки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкаю­щие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древ­ности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечатель­ные произведения искусства.

Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, пред­ставления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, вы­ходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов; ра­зобраться в нём современному человеку непросто: Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических собы­тий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния.

История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубе­же IVIII тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает огромный период — несколько тысячелетий.

Строительные приемы и конструкции

 

В древнейшей Месопотамии в связи с почти полным отсутствием местного камня и леса основным строительным материалом был кирпич-сырец, из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. С древних времен известен и обожженный кирпич, но применялся он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Известковый раствор начинает применяться позднее, примерно с середины 1 тыс. до н. э.

Для значительного улучшения связи и прочности сырцовых стен часто использовались прокладки из тростника: через каждые 5-13 слоев кирпича укладывались пропитанные битумом плетни или тростниковые циновки. Помимо укрепления стен они предохраняли конструкции от влаги и почвенных солей.

Обмазанный глиной тростниковый плетень широко применялся и в качестве конструктивной основы стен жилого дома. Дерево местной породы (пальма) и привозное (кедр, сосна) ценилось очень высоко и в основном применялось для перекрытий (устраиваемых обычно в виде сплошных накатов), деталей дверей, окон и для отделки. Из дерева также делали опалубку для формовки кирпичей (размер: вначале-20Х30Х10 см, затем 31Х34Х10 см).

Дефицит дерева и отсутствие вы-сокопрочных каменных пород в значительной мере обусловили широкое развитие сводчатых конструкций, которые в Месопотамии, по-видимому, появились раньше, чем в других странах. С древнейших времен сооружались "ложные" своды (начало
III тыс. до н, э.), однако уже в III тыс. до н. э. (царские гробницы Ура), наряду с ложными встречаются распорные клинчатые своды. В цепях экономии дерева клинчатые своды из кирпича-сырца обычно возводились без использования кружал). Как и в Древнем Египте, своды возводились последоватепьными поперечными рядами - арками), укладываемыми с наклонюм: плитообразные кирпичи крепились к соседним рядам глинобитным раствором. Для облегчения производства работ и уменьшения распора своду придавали формуповышенного овала или даже стрельчатую.

Развитая строительная техника Ассирии и Нового Вавилона основывалась на традициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались битумом; применялись известь и гипс.

Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки - одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства. Тщательно отесанные каменные квадры) перевязывались с сырцовой кладкой. Наряду с каменным рельефом в отделке стен широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.

В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы. Заметчый прогресс в развитии строительных конструкций наблюдается в Древнем Иране в применении стоечно-балочных систем, но особенно в сводостроении.

Сводчатые покрытия стали господствующими в архитектуре сасанидского Ирана, достигнув крупных размеров и большого разнообразия в использовании. В связи с дефицитом леса продолжала преобладать идущая от месопотамских традиций бескружальная техника, но возводились и своды по кружалам). Применялась и кладка по типу ложного свода). Наряду с полуциркульным очертанием арок) и сводов) большое распространение получает (особенно в конструкциях больших пролетов) параболическая форма, облегчающая производство работ.

Помимо арок и коробовых сводов с III в. в Иране появляется купол на квадратном основании. Переход от круглого основания купола к квадрату стен осуществлялся путем перекрытия углов тромпами) - сводиками в форме части конуса. Этот прием в последующем получил широкое распространение в архитектуре Передней Азии, Закавказья и Средней Азии.

Своды и купола достигали больших размеров. Самый крупный известный купол этого периода в Чор-Капу перекрывал пролет 16,15 м. При кладке стен из булыжного камня купол возведен из обожженного кирпича. Наиболее грандиозной сводчатой конструкцией является построенный из обожженного кирпича коробовый свод айвана дворца в Ктесифоне, пролет которого достигает 25,63 м, высота - 37 м. Этот свод - один из крупнейших в мировой архитектуре.

Строительно-технические достижения иранцев в области сводчато-купольных конструкций оказали особенно большое воздействие на последующую архитектуру.

Здания и архитектурные комплексы

 

Город Ур в древнейшей Месопотамии стал столицей объединенного государства Шумер и Аккад (конец III тыс. до н. э.). Его центр, обнесенный крепостной стекой, был образован комплексом дворцовых и культовых зданий, среди которых возвышался зиккурат) - ступенчатое башнеобразное культовое сооружение, состоящее из сплошных уменьшающихся кверху объемов с храмиком на верхней платформе. Зиккурат Ура, имевший общую высоту более 20 м, длину сторон основания 65 и 43 м и высоту нижнего уступа 9,75 м, был возведен из кирпича-сырца и облицован обожженным кирпичом. Его наклонные грани были расчленены плоскими нишами. На верхние платформы вели торжественные ритуальные лестницы. Дворец и храмы Ура были сходны между собой по внешнему виду и композиционно подчинены громаде зиккурата.

В последующие периоды продолжается строительство укрепленных городов, дворцов, культовых зданий.

Особого расцвета архитектура достигла в Ассирии в
VIII-VII вв. до н. э., в период великой ассирийской державы. Развивая традиции древнейшей Месопотамии и соседних народов, монументальная архитектура Ассирии ярко проявилась в строительстве городов, дворцовых ансамблей и культовых сооружений - зиккуратов. В период царствования Саргона II в течение четырех лет (711-707 гг. до н. э.) была построена новая крепость - столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом. Город имел в плане форму, близкую к квадрату, со сторонами 1780Х1685 м. Стены, поднимавшиеся на высоту 18 м, были сложены из кирпича-сырца и облицованы в нижней части огромными блоками тщательно отесанного камня.

Дворец Саргона
II, расположенный на северо-западной границе города, состоял из более чем 200 различных залов и 30 открытых дворов. Самый крупный парадный двор, расположенный сразу за главным входом, объединял покои царя, официальные залы, служебные помещения и культовые постройки, центром которых был 40-метровый зиккурат), окруженный спиралевидным пандусом). Весь комплекс был сооружен на высокой глинобитной платформе, обнесенной стенами высотой до 14 м. Кладка платформы пронизана системой сточных и вентиляционных каналов и укреплена со всех сторон каменными глыбами весом до 24 т. Главный вход, соединенный с примыкающей частью города парадными лестницами, представлял собой торжественную арку) (пролет 4,3 м при высоте 6,46 м), обрамленную двумя мощными башнями, снизу украшенными барельефными фигурами крылатых быков и цветными поливными плитками.

Традиции ассирийского зодчества развиваются в период расцвета Нового Вавилона (конец
VII-середина VI в. до н. э.), когда город стал не только крупнейшим торгово-финансовым, но и религиозным центром Ближнего Востока. Расположенный по обе стороны р. Евфрат, город был обнесен мощными стенами и отличался высоким уровнем благоустройства. Крупнейшим дворцовым комплексом был дворец Навуходоносора, а наиболее примечательным сооружением - знаменитая Вавилонская башня (зиккурат Этемен-анки), имевшая квадратное основание со сторонами 91,5 м и высоту около 90 м. Ее внутреннее ядро было выложено из кирпича-сырца, а облицовка - из обожженного кирпича на битумном растворе. В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные лопатками стены были строго вертикальны.

 

Искусство Шумера и Аккада.

 

Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый культурный облик Междуречья 4-3 тыс. до н.э. О происхождении шумеров точно ничего не известно. Лишь то, что они появились на территории Южной Месопотамии не позднее 4-го тыс. до н.э. от р. Евфрат. Они проложили ирригационные системы, оросив прибрежные земли, и построили на этих землях ряд городов – Ур, Лагаш, Ниппур, Урук и др. Каждый отдельный шумерский город был отдельным гос-м со своим правителем и армией.

Земля, на которой жили шумерийцы, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный крут, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания.Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись. На серых глиняных табличках острыми палочками выдавливали клиновидные знаки. Затем их высушивали или обжигали на огне. Т.о., с помощью клинописи шумеры запечатлели в виде табличек свою историю – законы, знания, мифы, религиозные представления, историю гос-в.

Архитектурных памятников сохранилось очень мало. Т.к. у них не было ни дерева, ни металла, ни природного камня, шумеры возводили свои здания из необожженного кирпича. Это очень недолговечный материал. Значительными постройками из дошедших до нас считаются Белый Храм и Красное Здание в Уруке (3200-3000 гг. до н.э.).

Шумерский Храм возводили на глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные пандусы (пологие наклонные площадки) или лестницы. Стены платформы и самого храма красили, обкладывали мозаикой. Храм возвышался посреди города и напоминал т.о. людям нерасторжимую связь между Землей и Небом.

Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы — зиккураты (что означает «дом горы»). Храм – прямоугольное здание с толстыми стенами с внутренним двориком. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Свет проникал сквозь проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому принципу строились и дома.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествующих об исторических событиях в жизни города (военные походы) и повседневных делах. Рельефы состояли из нескольких ярусов, события перед зрителем разворачивались от яруса к ярусу – последовательно. Все персонажи изображались одинокового роста и только царя изображали больше. Пример шумерского рельефа – Стела правителя Лагаша Эаннатума (ок. 2470 гг), которая посвящена его победе над г. Уммой. Один из таких храмов — зиккурат бога луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.) — стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами.

В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму

Скульптура. До наших дней сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале 3-го тыс. до н.э.

Наиболее распространенным типом скульптуры был – адорант (от лат. «adore» – поклоняться). Он представлял собой молящуюся скульптуру – фигура сидящего или стоящего человека со сложенными на груди руками. Эту фигуру дарили храму. Особенно тщательно выполняли глаза адорантов. Их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре никогда не придавали портретного сходства. Главная особенность – условность изображения.

Особое место в шумерском изобразительном искусстве занимает глиптика резьба по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени дошло много шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывают по миниатюрной глиняной поверхности и получают оттиск – миниатюрный рельеф с большим кол-м персонажей и тщательно выстроенной композицией. Изображения посвящались каким-то животным или борьбе фантастических существ. Для жителей Месопотамии печать была магическим атрибутом, а не простым предметом. Печати дарили храмам, помещали в захоронения, хранили как талисманы.

В 24-м в. до н.э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопотамии. Царь аккадцев Саргон легко подчинил себе шумеров, которые в то время находились в затяжной междоусобной войне. Саргон Великий создал первое в этом регионе единое государство – Царство Шумера и Аккада. Оно просуществовало до конца 3 тыс. до н.э. Аккадцы очень бережно относились к культуре шумеров. Они приспособили клинопись для своего языка, сохранили древние тексты, произведения искусства. Даже религию они переняли, изменив только имена богов. Именно в это время появляется новый вид храма – Зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой располагалось святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Этот храм напоминал собой «лестницу к небу».

В XXI в. до н. э. в Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высота которого составляла двад­цать один метр. Позже его перестро­или, увеличив число ярусов до семи.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохра­нилось очень мало. Отлитая из ме­ди голова, возможно, является порт­ретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благо­родства и внутренней силы. Чувству­ется, что мастер стремился вопло­тить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульпту­ры чёткий, детали выполнены тща­тельно — всё свидетельствует о пре­красном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

В шумерский и аккадский перио­ды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились ос­новные направления искусства (ар­хитектуры и скульптуры), которые получили дальнейшее развитие.

Самым известным памятником искусства периода Шумеро-аккадского царства является Стела царя Нарамсина (23 в.до н.э.). Этот рельеф рассказывает о победе царя Нарамсина над племенем луллубеев. Автор рельефа передал пространство, движение, объем фигур. Показал кроме воинов горный пейзаж. Изображения солнца и луны символизируют божества – покровителей царской власти.

После смерти царя Нарамсина Шумеро-аккадское царство быстро пришло в упадок, и его захватили племена гутиев. Однако некоторым городам Царства Шумера и Аккада удалось сохранить независимость. Лагаш , например. Царь Лагаша, Гудеа (ок. 2080-2060гг.до н.э.) прославился активным восстановлением старых храмов и строительством новых. Его статуя – выдающееся произведение шумеро-аккадской скульптуры. Статуя Гудеа, как явствует из надписи на одежде Гудеа, посвящена богу Нингирсу, который был «персональным» богом Гудеа. Статуя содержит посвящение богу, а также список храмов, построенных Гудеа, последним в списке стоит храм, посвященный богу Нингирсу, где, собственно, и стояла статуя. Сосредоточенное выражение лица правителя источает спокойствие и силу. Туловище покрыто простой мантией, которая оставляет обнаженным левое плечо, показывая крепкую мускулатуру; ноги, параллельные и рубленые (с утонченно отчеканенными пальцами), не отделены от массива камня. На лбу — стилизованные кудри, на голове — королевский тюрбан, украшенный тонкими спиралями. Руки сложены в благочестивом жесте. Поражают явные диспропорции фигуры: шея практически отсутствует, непомерно большая голова венчает туловище карлика. Однако качество работы не позволяет усомниться в профессионализме и искусности скульптора. Диспропорции объясняются либо художественной традицией того времени, либо техническими ограничениями (отсутствие в Лагаше природных материалов для ваяния).

Лира из царской гробницы в Уре (2600 гг. до н.э.). Лира сделана из дерева. Передняя панель была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера украшена маской быка, сделанной из золота. Рога реставрированы. Борода, глаза и шерсть быка выполнены из ляпис-лазури.

 

Искусство Ассирии

Искусство Старовавилонского Царства.

  

Царство Шумера и Аккада прекратило свое существование в 2003 г. до н.э. На его территорию проникли войска из соседнего царства Элама. Они разгромили столицу – г. Ур. Период с 20 по 17 века называют старовавилонским, потому как самым важным центром в Междуречье стал Вавилон. Правитель Хамураппи создал сильнейшее централизованное государство в сер.18 в. – Вавилонию. Хамураппи прославился тем, что он создал первый свод законов, и запечатлел его в камне. Стела ц. Хамураппи из Суз (18в. до н.э.). Черный базальт. На ней запечатлены 282 закона, написанных клинописью сериями по 20 колонок. В верхней части изображен сам Хамураппи и бог солнца Шамаш. Он восседает на троне и передает царю атрибуты власти. Царь в знак почтения поднял руку. Обе фигуры смотрят друг другу в глаза. Эта стела как бы превращает законы в наследие богов и тем самым подкрепляет авторитет и власть царя.

Кроме того, эта стела – пример канонов, которые применялись при изображении Царя и Богов. Фигуры торжественны, напряжены, неподвижны, повернуты друг к другу лицами. Но детали их внешнего вида не разработаны.

Если же изображаются не боги, не цари, то это изображение принимает другой вид. Позы более раскрепощены, изящны, естественны. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сцены можно встретить и цветные изображения, живые позы, даже попытки передать пространство.  

 

Искусство Ассирии.

 

Ассирия – мощное государство с завоевательной политикой, простирающееся от Персидского залива до Средиземного моря. Они завоевывали земли, казнили врагов, разрушали города, продавали в рабство тысячи людей. Но при этом они очень чутко и с огромным вниманием относились к культурным наследиям покоренных государств. Они изучали их художественные принципы мастерства. В итоге мы получаем новое искусство с неповторимым обликом. Стены во дворцах ассирийских царей украшали бесконечные ряды рельефов, высеченных на тонких алебастровых плитах. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов.

В 612 г. до н. э. Ассирийская империя погибает, но через 60 лет возникает Нововавилонская империя. Главенствующее положение на целое столетие перешло к Вавилону, который вписал последнюю главу в историю художественной культуры Древнего Двуречья. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом древнего мира.

Новые формы ассирийцы не стремились создавать. Однако новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города – город-крепость с единой строгой планировкой. Например, Дур-Шаррукин – резиденция ц.Саргона 2-го (722 – 705гг). Больше половины города занимал дворец. Он возвышался на платформе и был окружен толстыми стенами высотой 14м. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его парадный вход охраняли гигантские фигуры фантастических существ – шеду – крылатые быки с человеческими лицами. Эти существа были частью архитектурного замысла: на них опирались своды ворот. Шеду были вырезаны из цельного блока. Интересно, что существо имеет 5 ног. Когда зритель смотрит спереди, кажется, что шеду стоят, когда смотрит сбоку, – они движутся.

Покои в царских дворцах украшались рельефами, в которых ассирийцы создали свой собственный стиль. Но главные особенности их рельефов сформировались к 9 в. до н.э. Эти рельефы представлены впервые во дворце Ашшурнасирапала 2-го. Дворец был украшен циклом рельефов, на которых царь представляется мудрым правителем и завоевателем. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали 3 группы сюжетов: война, охота, и принесение дани на торжественном шествии. Фигуры на рельефах изображены условно, обобщенно, животные же переданы натуралистично. Люди изображались по канону – голова, нижняя часть тела, ноги и одно плечо – в профиль, другое – в фас. Рельефы раскрашивали. Этот комплекс рельефов стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры.

Еще один известный рельеф Ашшурбанипал в Ниневии (7 в.до н.э.) – военная компания против Элама, которая закончилась поражением и разграблением Суз.

В конце 7в. до.н.э Ассирию разгромили Мидия и Вавилония. Столица Ниневия была разгромлена.

Искусство ассирийцев, в частности монументальные рельефы, повлияло на скульптуру Древнего Ирана.

 

Искусство Нововавилонского Царства. 

 

Вавилонское царство не раз переживало череду взлетов и падений. Череда военных конфликтов и в итоге разгром сильнейшего гос-ва Ассирии помогла Вавилонии занять главенствущую роль в Передней Азии. Особого расцвета Вавилония получила в период царствования Навуходоносора 2-го (605-562 гг.до н.э.). В тот период Вавилон стал самым богатым городом в регионе, политическим и духовным центром. В нем насчитывалось 53 храма! К сожалению, от эпохи правления Навуходоносора 2-го практически ничего не осталось. Но оставшиеся памятники донесли сведения о тех шедеврах, которые тогда создавались. Огромный дворец Навуходоносора 2-го с «висячими садами Семирамиды». Сады получили такое название за то, что располагались на террасах, пристроенных к дворцу. Самым знаменитым зданием был зиккурат Этеменанки. Высота зиккурата равня­лась девяноста метрам, и именно его принято считать прототипом биб­лейской Вавилонской башни.

Единственное архитектурное сооружение Вавилона, дошедшее до нас, - Ворота богини Иштар. Это одни из 8-ми парадных входов в город, носящих имена богов. От каждого из въездов вела священная дорога к храму того же божества. Т.о., территория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение – от них была проложена дорога, по которой проходили торжественные шествия. Ворота – огромная арка, по четырем сторонам которой стояли высокие башни. Все сооружение покрывал синий глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных животных. Это архитектурное сооружение выглядело благодаря цветовой гамме легким и праздничным.

В 539 г.до н.э персидский царь Кир 2-й Великий завоевал страну и захватил столицу, не разрушая ее. Он по достоинству ценил искусство Вавилонии.

 

Искусство Нововавилонского Царства.


Мой взгляд и интерпретация на первобытный стиль.